АНДРЕЙ ПЛАТОНОВ “РАССКАЗЫ О РОДИНЕ"

 В фонде нашей библиотеки имеется маленькая и невзрачная с виду книжка Андрея Платонова «Рассказы о Родине». В книге всего 92 страницы, и напечатана она в 1943 году. Желтая газетная бумага, мелкий шрифт, бумажная обложка. Военные издания почти все выглядели так. Почему мы выделяем эту книгу и что в ней удивительного? Дело в том, что это книга великого писателя, который прожил очень сложную жизнь, не изменяя себе.

 

 

В годы войны, когда он служил военным корреспондентом газеты «Красная Звезда», вышли  из печати  4 книги его военной прозы: «Одухотворенные люди» (1942), «Рассказы о Родине» (1943), «Броня» (1943), «В сторону солнца» (1945). Существует мнение, что издания были выпущены с личного разрешения И. В. Сталина.

До этого писателя не печатали несколько лет. В 1929 году Платонов написал рассказ «Усомнившийся Макар», который Иосиф Виссарионович разгромил в пух и прах. После были годы безвестности и нищеты. И, если не считать прижизненных изданий, лишь во время оттепели стали возможны публикации некоторых рассказов Андрея Платонова, но в основном, они издавались на Западе, возвращаясь на родину незаконно и в машинописи гуляли по стране.  В Европе же и в США многие известные люди были знакомы с творчеством русского писателя. На вопрос шведского корреспондента Хемингуэю, в связи с присуждением ему Нобелевской премии: «Кто из писателей оказал на вас наибольшее влияние?», тот ответил: «Русский писатель Андрей Платонов». В США защищены десятки диссертаций по Платонову.

 

Очень интересен случай, когда Тонино Гуэрра, итальянский поэт, сценарист фильмов Феллини и Тарковского, часто бывая в России, заметил, что в каждом московском доме на книжной полке на самом видном месте стоит роман неизвестного ему и, по-видимому, итальянского писателя Джованьоли «Спартак». В Италии же в каждой интеллигентной семье на этом месте стоит томик Платонова.

Чем же интересны «Рассказы о Родине»? Прежде всего, тем, что по художественному стилю, подаче материала и, главным образом, литературным языком они очень отличаются от современной военной прозы. Недаром  Иосиф Виссарионович Сталин назвал язык произведений А. Платонова «тарабарщиной». Андрей Платонов описал войну не с позиции «эффектности», а при помощи описания обыденности существования, повседневности простых солдат, бывших крестьян и рабочих,  тех, кто защищал свою Родину. В этой обыденности наиболее ярко открывалась истинная сущность героев А. Платонова, качества простых людей, их доброта, открытость, величие и самопожертвенная любовь к общему, что было у них – Родине. И даже в отношении к немцам у нашего народа проявляется его вера и душевность. Это особенно видно из рассказа «Пустодушие», в котором мать на вопрос малолетнего сына: «…А какие фашисты?»- отвечает: «Немцы… они пустодушные… Они за свои грехи чужую кровь проливают, оттого и пустодушные». – «А мы какие?» – узнавал ребенок. «А мы – нет. Мы сами свою кровь проливаем и сами свое горе терпим. Мы, когда грешны, свой грех на другого не валим».

Первая потребность души – память и справедливость. Именно этой глубокой потребности человеческого сердца служат  «Рассказы о Родине» А. Платонова, равно как и все его творчество. И, вспоминая слова Е. Евтушенко о нем: «Это взлетевшая над своим временем гениальная русская мысль», надеешься, что  память и справедливость, благодаря Андрею Платонову, никогда не исчезнут из нашего национального самосознания.

В 1973 году Пьер Паоло Пазолини писал: «Как я хотел бы суметь быть похожим на Платонова, который, несмотря на свои несчастья, нищету, невозможность выразить себя и существовать, говорил: ”Очень мало нужно для большого... Любая человеческая жизнь во всем достаточна, чтобы совершить любое мыслимое дело и полностью наслаждаться всеми страстями. Кто не имел времени для этого, не имел бы его, даже будучи бессмертным…”».

© 2014-2017 Научная библиотека РАНХиГС. Все Права зазщищены. Система Orphus