К 200-летию со дня рождения Александра Васильевича Сухово-Кобылина

Сухово-Кобылин Александр Васильевич

(1817-1903)

Сухово-Кобылин А. В. Картины прошедшего: Писал с натуры А. Сухово-Кобылин. – М.: Университетская Типография (Катков и К°), 1869. - [8], 512, [4] с.

В нашей библиотеке хранится книга – первое издание трилогии («Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина») с автографом Сухово-Кобылина на французском языке. Все пьесы объединены общим заголовком «Картины прошедшего». Путь двух последних пьес к зрителю и читателю был столь долог и труден в результате цензурных запретов, что даже в названии книги подчеркивается, что все описанное уже в прошлом, в дореформенном времени. Почерк Сухово-Кобылина очень трудночитаем, и разобрать надпись и перевести ее удалось не с первого раза.

Обращение адресовано Софье Владимировне Энгельгардт (в девичестве Новосильцевой), соседке Сухово-Кобылина по имению и тоже писательнице.

A Madame Sophie Engelhardt

Le debut de cette histoire ne serait pas comlet si un exemplaire des «Картины прошедшего», grand papier velin, tenue de gala, ne venait pas frapper a votre porte.

Veuillez donc, chere Madame, le recevoir avec bienveillance et affection comme vous en avez toujours recu l`auteur.

Votre parfaitement devoue,

A.Souhovvo-Kabyline

Ce 12. Avril 1869. Moscou.

 

Госпоже Софи Энгельгардт

Начало этой истории не было бы полным, если бы один экземпляр «Картин прошедшего», на веленевой бумаге большого формата, в праздничном наряде, не постучался бы в Вашу дверь.

Соблаговолите, дорогая госпожа, его принять с наилучшими пожеланиями и любовью, как Вы всегда гостеприимно принимали автора.

Целиком преданный Вам,

А.Сухово-Кобылин

12 апреля 1869. Москва.

 

Людей, ярко и талантливо проявивших себя в различных родах деятельности, мы привычно сравниваем с личностями Эпохи Возрождения. Возможно, тогда их было больше, но подобные персонажи появляются и в другие времена. Александр Васильевич Сухово-Кобылин – из их числа.

Драматург, написавший всего три пьесы, но оставшийся с ними в литературе навсегда. Среди русских писателей были преследуемые при жизни законом, считавшиеся преступниками, но это почти всегда были политические преступления, направленные против тогдашней власти в России (декабристы, Достоевский), а Сухово-Кобылин всю жизнь доказывал свою невиновность в уголовном преступлении - убийстве. А самое главное, что до сих пор в некоторых работах авторы склоняются к мысли о его виновности.



Александр Васильевич Сухово-Кобылин происходил из древнего рода, с царской династией Романовых у них были общие предки. Представители этого семейства играли заметную роль еще во времена Ивана Грозного. Семья была знатна и богата. Кроме Александра в семье росли еще три дочери, каждая из которых отличалась талантами. Сестра Софья стала первой женщиной-художницей, окончившей Академию художеств, причем, с золотой медалью. Другая сестра – Елизавета, стала знаменитой писательницей, печатавшейся под псевдонимом Евгения Тур, хозяйкой литературного салона.

Сам Александр Васильевич окончил сначала Московский Университет, физико-математическое отделение философского факультета, затем изучал философию в университетах Гейдельберга и Берлина. В молодости был дружен с Герценом и Огаревым. Жизнь его насыщена – он занимается управлением родовыми имениями, строительством завода, продолжает занятия философией. Таких как он, называют светскими львами. Он красив, образован, остроумен, нравится женщинам, считается одним из лучших наездников в Москве, выигрывает призы на скачках. Его хватает на всё. Много путешествует.

В Париже он знакомится с Луизой Симон-Деманш.  Девушка впоследствии становится его любовницей и приезжает в Россию. Именно ее убийство стало тем событием, которое изменило жизнь Сухово-Кобылина. Луизу находят мертвой, подозрение падает на крепостных Сухово-Кобылина, потом и на него самого. Начинается страшный период в его жизни. По мнению следствия, у Сухово-Кобылина были все основания для убийства, связь с Луизой длилась уже несколько лет, Александр Васильевич влюбился в другую женщину – своего круга – Надежду Ивановну Нарышкину.  Семь лет длилось разбирательство. За это время он видит все самое неприглядное в системе судебной власти. С ним происходит духовный перелом.  «Буря общественного Мнения, которая разразилась надо мной, вогнала меня в меня Самого и через это и зачалась моя Внутренняя Жизнь – работа Мышления, которое отныне и составило все Содержание Моего Я».

Он пишет пьесу «Свадьба Кречинского». Позже сам поразится: «Каким образом мог я написать эту Комедию, состоя под убийственным обвинением и требованием взятки в 50 т. р., я не знаю…». У первой комедии судьба относительно счастливая – она все-таки была разрешена для представления в театре. Игралась «Свадьба Кречинского» много, в большинстве российских театров, словечки из нее пошли в народ. Две другие пьесы дошли до читателей и зрителей спустя годы.

Дело об убийстве Луизы Симон-Деманш завершилось только после вердикта, вынесенного Государственным советом, об оправдании всех подозреваемых. Сам документ по иронии судьбы «был затерян писцом в пьяном виде вместе с парою сапог».

Личная жизнь Сухово-Кобылина сложилась неудачно, он был дважды женат, и обе жены умерли в течение короткого времени. Сам Александр Васильевич последние годы провел во Франции, где и похоронен.

Но главным делом своей жизни Сухово-Кобылин считал занятия философией, он перевел всего Гегеля на русский язык и создал свою систему, которую называл неогегелизмом или учением Всемира.

Многие современные исследователи высоко оценивают его систему философии, отмечая совпадения с более поздним учением Циолковского.

Но судьба и тут была с ним сурова – большая часть архива сгорела вместе с библиотекой при пожаре в имении Кобылинка.

Для желающих прочитать о Сухово-Кобылине, в нашей библиотеке есть следующие книги:

Старосельская Н. Д.  Сухово-Кобылин/Старосельская, Наталья Давидовна  - М.: Молодая гвардия, 2003.- 321 с., [16] л. ил. – (Жизнь замечательных людей: Серия биографий; Вып. 1062(862))

Книга литературного и театрального критика Натальи Старосельской рассказывает о жизненном и творческом пути Александра Васильевича Сухово-Кобылина. Он предстает перед читателями не только драматургом, но и выдающимся мыслителем и философом. Его дневники, записные книжки и философские труды, в частности, сохранившиеся фрагменты «Учения Всемир» позволяют проследить эволюцию его взглядов на политические и экономические события в России XIX века, а также на отечественную культуру не только XIX, но и XX века.

А. В. Сухово-Кобылин: pro et contra: любовь и творчество А. В. Сухова-Кобылина в воспоминаниях современников, в статьях литературных и театральных критиков, писателей и философов, режиссеров и актеров : антология/ вступ. ст., сост., подгот. текста и коммент. В. М. Селезнева, Е. О. Селезневой ; Российская академия образования, Северо-Западное отделение, Русская христианская гуманитарная академия. - СПб., 2010. – (Русский путь)

Гроссман Л. П. Преступление Сухово-Кобылина/Гроссман, Леонид Петрович. -Л.: Прибой, [1927]. - 218 с.

«Тайна его богатой, сложной и грешной жизни во многом раскрыта нам старинными официальными документами и личными записями его современниов. Мы старались с беспристрастием историка рассказать то, что прочитали в них» - написано в предисловии.

Анализируя жизнь и творчество Сухово-Кобылина, автор делает однозначный вывод о виновности драматурга.

Гроссман В. А. Дело Сухово-Кобылина/Гроссман, Виктор Азриэлевич. -  М.: Художественная литература, 1936. - 350 с.

Автор – адвокат по профессии, ставший писателем, в этой книге выполняет именно адвокатские функции.

«Моя задача – защита Сухово-Кобылина, а не полемика с его обвинителями, в том числе и с Леонидом Гроссманом». Виктор Гроссман убедительно доказывает непричастность А. В. Сухово-Кобылина к убийству Луизы Симон-Деманш.

Бессараб М. Я. Сухово-Кобылин / Бессараб, Майя Яковлевна. - М.: Современник, 1981. - 304 с., ил. – (Библиотека "Любителям российской словесности")

Рассадин С. Б. Гений и злодейство, или Дело Сухово-Кобылина/ Рассадин, Станислав Борисович; вступ. статья Н. Я Эйдельмана. - М.: Книга, 1989. – 351 с.: ил. – (Писатели о писателях). ­- Библиогр.: С. 348-349.

Прекрасный литературный критик, он говорит в первую очередь о литературных произведениях Сухово-Кобылина, поэтому повествование полно множеством аналогий и обращений к творчеству других писателей разных времен.

© 2014-2017 Научная библиотека РАНХиГС. Все Права зазщищены. Система Orphus