3 декабря 2019

Круглый стол «Библиометрический минимализм».
 
Последние годы мы, библиотекари, специалисты по наукометрии, научные администраторы и ведущие курсов по академической грамотности, усиленно внедряли в головы наших преподавателей и исследователей информацию о разнообразных наукометрических показателях: как рассчитать индекс Хирша, что такое импакт-фактор, какие существуют показатели цитируемости и т.д.
 
Большинство из них запомнило принцип «чем больше, тем лучше» и радуется квартилю журнала и растущему «хиршу», попутно сравнивая себя с менее удачливыми коллегами из других научных сфер. Снимать с себя ответственность за превратное толкование, казалось бы, вполне полезных инструментов было бы неправильным.
 
Знания по библиометрии, конечно, хороши, но насколько они полезны для исследователя? Можно ли, зная только импакт-фактор журнала, принять решение о публикации в нем? Является ли вхождение в Scopus и WoS гарантом качества выбранного издания? Станет ли исследователь более успешным, если разбирается в 50 оттенках баз и показателей?
 
Если мы говорим об опытных исследователях, которые постоянно работают в своей теме, то мы можем быть уверены, что они ответят на поставленные вопросы правильно. Им библиометрия будет полезна. Если же говорим о тех, кто пока не обладает достаточным опытом, то их показатели могут даже запутать. Возникает вопрос: как найти для каждой аудитории свою версию повествования о библиометрических показателях?
 
Отказаться упоминать библиометрические показатели мы не можем, ведь во многих вузах настойчиво продолжают премировать отдельных сотрудников за публикации в Scopus и WoS, а отчетность вузам и исследовательским институтам придется заполнять и дальше.
 
Поменять мониторинги сразу нам вряд ли удастся. Но поменять подход к развитию академической грамотности вполне возможно. Мы хотим обсудить то, как рассказывать про индекс Хирша и импакт-фактор, про квартили и другие любопытные показатели.
 
Вопросы для обсуждения:
 
  • Как учить информационной грамотности ученых, чтобы не запутывать их цифрами, а помогать принимать обоснованные решения?
  • Как научить сотрудников вузов и исследовательских структур отчитываться перед руководством содержательно, чтобы цифры не были главным?
  • Как планировать стратегии развития подразделений, закладывая неколичественные критерии?
 
Мы приглашаем к участию всех, кто читает курсы по академической грамотности, и надеемся, что вместе мы сможем сформулировать ясные принципы, следуя которым мы будем правильно передавать знания про библиометрические показатели.

 
Место проведения: Научная библиотека РАНХиГС, 1 учебный корпус, кабинет 706 (7 этаж)
Время: 3 декабря, 15.00
 
По вопросам участия обращаться:
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Варвара Александровна Сергеева