Новости

Как распознать «хищнические» журналы и издательства?

Академических журналов становится всё больше, и вопрос о том, где публиковаться, оказывается всё более сложным. Исследователи стремятся попасть в рецензируемые журналы с высокими библиометрическими показателями, но иногда вместо этого оказываются в неприятной ситуации — сотрудничают с хищническими журналами и издательствами (predatory journals and publishers). Несмотря на то, что каждый полагает, что именно с ним этого случиться не может, мы считаем что о правилах публикационной гигиены исследователя разговор вести необходимо. Ясное понимание может и отдельному ученому, и всем заинтересованным в «здоровой» и понятной системе научных изданий.

Наш новый текст посвящён тому, на что следует обращать внимание, чтобы распознать недобросовестные журналы и издательства и не навредить своей исследовательской репутации.

Как известно, чтобы опубликовать свой текст в хорошем академическом журнале нужно время, силы и деньги (последнее, если мы говорим о выходящих на Западе журналах). В России практика немного отличается от принятой за рубежом: многие журналы финансируются из бюджета университета или крупными фондами, поэтому не требуют от авторов взносы за публикации. Поэтому сразу отметим важное: если вы нашли на сайте зарубежного журнала информацию о том, что вам нужно заплатить, то это вовне не говорит о «хищности» журнала, если он выходит на Западе. Публикация в журналах, выходящих в крупных мировых издательствах, предполагает оплату работы редакции. При этом платить нужно будет только после того, как ваша статья прошла рецензирование и была принята в печать. До этого момента повода брать ваши деньги нет. «Сегодня — стулья, а завтра — деньги», как в романе «12 стульев» просил монтер Мечников. Можно обсуждать, какой должна быть плата за публикацию и за что собственно вы платите. Если интересны детали, то можете обратиться к короткой статье Дэвида Метьюса в THE. Если же вы увидели требование оплатить публикацию в российском журнале, то в этом случае нужно быть очень осторожными и присмотреться к изданию внимательно. Возможно, какие-то журналы в России обращаются к практике журналов открытого доступа, как она закрепилась за рубежом, однако на данный момент это крайне нетипично.

При этом нужно понимать, что у ведущих мировых издательств существует системе платы за размещения своих текстов в открытом доступе, если журнал, где вы публикуетесь находится в платной подписке. За рубежом это стало уже до такой степени распространенным, что в сметах грантов оплата открытого доступа к публикациям закладывается отдельной строчкой. Сейчас ситуация меняется благодаря инициативе Plan S, которую поддерживают множество крупных грантодателей, и как будет выглядеть издательский рынок через несколько лет, пока сказать сложно.

Если же российский или зарубежный журнал требует денег, вторя великому комбинатору Бендеру: «утром — деньги, вечером — стулья», то нужно крепко призадуматься. Почему? Подумайте сами. Вы же пишете в хорошие журналы, в которых стремятся опубликоваться многие ваши коллеги, — и вы понимаете, что конкуренция сильная. Благодаря этому журналу не нужно беспокоиться по поводу того, заплатит конкретный автор или нет, поскольку авторы у достойного издания будут всегда. И чем более избирательным будет журнал, тем больше шансов на то, что хорошие авторы захотят в нем опубликоваться, а значит, тем больше вероятность того, что деньги будут поступать систематически. Написанное — большое упрощение ситуации, чтобы стало понятно одно: хорошему журналу нет смысла просить деньги сразу даже по экономическим соображениям. Если же говорить о репутационных издержках, то брать деньги сначала, тем более странно: во-первых, рецензирование — процесс добровольный и неоплачиваемый, поэтому у журнала нет моральных прав брать деньги за работу других; во-вторых, брать деньги за услуги, которые вполне вероятно не будут оказаны, рискованно.

Журналы-хищники ведут себя совсем иначе. Они стремятся выглядеть как «приличные» журналы: заявляют на своих сайтах представительные редакционные коллегии, указывают на вхождение в различные научные индексы (РИНЦ, Scopus, Web of Science) и проч., — но работают по очень простой схеме: быстро собрать деньги с людей, которые плохо разбираются в научной инфраструктуре, то есть просто информационно безграмотны, а потом быстро уйти с рынка или искать новых неискушенных и невнимательных. В ряде случаев такие журналы могут действительно входить в Web of Science, Scopus или РИНЦ/ВАК. Но индексы научного цитирования довольно быстро замечают подозрительную активность и исключают такие издания. То же самое теперь происходит и в Российском индексе научного цитирования. Поэтому даже если вы удостоверились, что издание «куда-то входит» критическое мышление отключать преждевременно. Ваша репутация живет дольше, чем срочное требование опубликовать статью для отчета по гранту или для очередной аттестации. Журналы и издатели-хищники спекулируют именно на этой срочности: они обещают опубликовать статью быстро и обеспечить нужные показатели. Этому соблазнительному предложению можно противопоставить здравый смысл: быстрые решения — далеко не всегда самые лучшие; показатели меняются — и ориентироваться нужно не на импакт-факторы и квартили, а на интерес читающей аудитории. Новые показатели в отчетности появляются намного быстрее, чем развивается ваша исследовательская карьера. Разумнее планировать стратегически и думать о карьере и репутации, а не о цифрах в отчетах, которые забывают сразу после подачи.

Как избежать хищнических журналов?

Во-первых, нужно подходить к выбору издания критически: оценивать его в контексте других изданий в области вашего профессионального интереса, спрашивать у коллег, читают ли они этот журнал и т.д. Согласитесь, печататься в журнале, который вы читать не станете, довольно бессмысленно. Если вы не читаете это издание, то почему кто-то с интересом к вашей проблематике откроет этот журнал и будет читать вашу работу? Совсем не ясно. Скорее, не будет. Поэтому сначала здравый смысл, который будет тем более «здравым», чем больше вы задумываетесь, ищите, сравниваете, то есть чем выше уровень вашей академической информационной грамотности.

Во-вторых, используйте инициативы и рекомендации, которые в большом количестве сейчас существуют в Сети. Поскольку проблема хищнических журналов и издательств очень беспокоит академическое сообщество, вы можете найти множество полезной информации. Такие инициативы бывают реализованы в нескольких форматах:
·       как готовые списки журналов, признанных хищническими составителями этих списков,
·       как чек-листы, состоящие из вопросов для базовой самопроверки,
·       как инфографики.

Мы не советуем полностью полагаться на существующие списки журналов-хищников, потому что у них могут быть свои погрешности. Гораздо важнее развить навык и привычку самостоятельного определения добросовестности журнала и рисков публикации в нем для вашей репутации. К сожалению, российские исследователи, как и представители множества других стран, столкнулись с быстрым развитием информатизации в научном издательстве и многие не совсем понимают, как теперь работает эта отрасль. Разобраться совсем не просто, однако необходимо. Поскольку если не замечать, что происходит в науке, то скоро наука перестанет замечать вас.

Главное, помните, что журналы-хищники часто просто обманывают своих клиентов. Даже если не обманывают, то публикуясь в журнале, цель которого — заработать денег, а не сделать вклад в развитие науки, вы теряете возможность показать результаты своего труда своим коллегам. Обычно журналы-хищники мало или никому не известны, поэтому статью никто не найдет и не прочитает. Кроме того, там публикуют все, что угодно, без всякого рецензирования. Поэтому у вас не будет шанса сделать свою аргументацию более убедительной, а вы упускаете возможность написать сильный текст.

Если вас заинтересовала данная тематика, то рекомендуем вам познакомиться со всеми материалами, упомянутыми в этой заметке. Мы будем рады ответить на вопросы по теме и предложить вам дальнейшее чтение, а также разработать с вами вместе какие-то общие принципы для подбора изданий для вас, ваших коллег и студентов. Пишите нам на Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..

На обложке использован рисунок из статьи Рика Андерсона “Cabell’s Predatory Journal Blacklist: An Updated Review”.

Константин Кокарев,
заведующий отделом поддержки исследований
Научная библиотека РАНХиГС, г. Москва


Ссылки:
List of Predatory Journals: Stop Predatory Journal. — URL: https://predatoryjournals.com/journals/ (дата обращения: 2019.06.26).
Predatory Publishing: Evaluating Predatory Journals // Himmelfarb Health Sciences Library / Research Guides / Predatory Publishing. — URL: https://guides.himmelfarb.gwu.edu/friendly.php?s=PredatoryPublishing/EvaluatingJournals (дата обращения: 2019.06.26).
Matthews D. Journal articles ‘should cost £300 to publish’ // Times Higher Education. — June 24, 2019. — URL: https://www.timeshighereducation.com/news/journal-articles-should-cost-ps300-publish [для прочтения нужна регистрация на сайте] (дата обращения: 2019.06.26).
Plan S: Making full and immediate Open Access a reality. — URL: https://www.coalition-s.org/ (дата обращения: 2019.06.26).
Обдумайте. Проверьте. Отправьте: Выберите правильный журнал для своих исследований [Think. Check. Submit: Choose the right journal for your research]. — URL: http://thinkchecksubmit.org/translations/russian/ (дата обращения: 2019.06.26).