Новости

Базовый набор полезных мобильных приложений для учёбы

Учёба в университете — это очень многозадачный процесс. Чтобы учиться эффективно, а значит, оставлять себе больше свободного времени и завести полезные привычки на будущее, стоит собрать довольно небольшой и понятный набор приложений для мобильных устройств, которые помогут вам выстроить рабочий процесс. Мы решили сделать базовую подборку, хотя у наших предложений, конечно, могут быть альтернативы: например, пробуйте искать их на специальном краудсорсинговом сервисе Alternativeto.

В этом тексте мы расскажем про организацию времени в целом через менеджеры задач (они же — такс-менеджеры), про специальные приложения для чтения и про сервисы для сохранения и систематизации полезной информации в виде заметок.
 
Менеджеры задач
 
Чтобы всё успевать и не паниковать от ощущения, что вы не знаете, за что браться, важно формулировать и распределять свои задачи во времени и по приоритетам. Существует много способов организации рабочего процесса: от простых чек-листов со списком дел, которые сегодня часто встроены в базовые приложения телефонов, до сложно устроенных рабочих сред для большой команды исполнителей.

Одно из самых известных и популярных решений — Trello. В стандартном отображении рабочее пространство представляет из себя доску с задачами, распределёнными по столбцам. Внутри каждой карточки с задачей можно оставлять комментарии, обозначать дедлайн и исполнителей задачи, если вы работаете в команде, а ещё оставлять вложения, которые нужны для работы над задачей: это могут быть изображения, файлы, ссылки на внешние ресурсы или файлы из некоторых облачных хранилищ. Вы можете создавать несколько тематических досок, чтобы все задачи не смешивались в один большой поток, или присваивать карточкам разноцветные теги, чтобы группировать их по удобному вам принципу. 
У этой программы понятный и удобный интерфейс, который не перегружен лишними элементами, а ещё Trello позволяет интегрировать модули с дополнительными возможностями, правда, в бесплатной версии всего один на выбор, но и в базовой версии Trello позволяет решать большинство повседневных задач.
 
Ещё один популярный сервис — Notion. Он устроен сложнее, чем Trello, и предназначен в большей степени для командной работы над проектами: в него интегрировано очень много функций, которые раньше распределялись по нескольким приложениям, в том числе, доски как в Trello. Почему неочевидно, что нужно выбирать Notion, раз он предусматривает очень много функций в одном месте? Его функционал и интерфейс могут быть сильно избыточными для повседневных задач, поэтому может быть не совсем оправданно тратить время на освоение такого сложноустроенного сервиса. Помимо этого, в бесплатной версии Notion можно создавать до 1000 блоков контента, а к ним относится каждая карточка на доске, заметка и так далее, то есть лимита вряд ли хватит надолго. Платная версия обойдётся в 4 доллара в месяц. Тем не менее, имеет смысл заглянуть в Notion или в Битрикс24 и понять, как они устроены, потому что вы с большой вероятностью можете столкнуться с ними в будущем на работе. Для организации учёбы и повседневной жизни вам, скорее всего, хватит Trello, хотя кто знает: возможно, вам уже сейчас нужны профессиональные инструменты.

 Приложения для чтения
 
Кажется, что писать про приложения для чтения странно, потому что у большинства людей они уже давно установлены, но важно понимать, что чтение для учебных и научных целей и повседневное чтение — это не одно и то же. Как минимум, для учёбы обычно приходится работать с большим количеством форматов, а многие самые популярные приложения не распознают ничего кроме формата EPUB.  

Академия подписана на полезные электронные ресурсы, и в некоторых из них книги доступны для скачивания только в специальном защищённом формате (DRM), который может открыть не каждое приложения для чтения, — это нужно учитывать при выборе.
Не все пользуются возможностью читать книги из подписки Академии, рассчитывая найти нужную литературу в открытом доступе в уже не защищённом формате, но это далеко не всегда возможно. Наши электронные ресурсы содержат очень много новых текстов крупных издательств: Нового литературного обозрения, Альпины Паблишер, Oxford University Press, MIT Press и многих других, — поэтому советуем пользоваться подпиской, пока у вас есть к ней доступ. Как искать по всем ресурсам Академии мы писали здесь.
Небольшое и важное отступление про работу с DRM-файлами: чтобы ими пользоваться, нужно иметь свой Adobe ID. Получить его можно здесь, это займёт пару минут и может пригодиться для работы со многими другими сервисами Adobe.
 
Кроме того, нередко сканы книг хранятся в формате DJVU, а не PDF. Конвертировать их с телефона не очень удобно и на это придётся тратить лишнее время, поэтому, чтобы упростить себе процесс чтения и не зависеть от присылаемого формата, стоит выбирать приложение, которое сможет открыть DJVU без необходимости внешней конвертации. 

Мы нашли приложение, которое справится и с DRM-файлами, и с DJVU — PocketBook Reader (не путать с другим приложением — Pocket Book). В этом приложении есть возможность выделять фрагменты текста, оставлять к ним комментарии, а потом пользоваться корпусом своих заметок на специальной вкладке, поэтому помимо редкой способности работать с некоторыми форматами, этот ридер обладает вполне достаточным функционалом для работы непосредственно с текстом (если этот текст хранится в файле в распознанном виде, а не является самым простым сканом).

Из приятного: PocketBook Reader позволяет выбирать из четырёх цветов фона и настраивать цвет шрифта — это не только декоративная функция, она может быть очень полезной, в особенности для тех, у кого быстро устают глаза.

Некоторые электронные ресурсы, например, Proquest Ebook Central, рекомендуют Bluefire Reader, потому что он работает с DRM-файлами, но он не открывает файлы DJVU.
 
Заметки
 
Когда приходится работать с большими объёмами информации, важно её правильно резюмировать и хранить, чтобы ей можно было пользоваться в дальнейшем. Хороший способ — вести заметки разных видов: это могут быть выдержки из текстов, конспекты или ваши собственные комментарии.

Заметки помогают и запоминать нужную информацию, и устанавливать связи, и делать заготовки для будущих текстов или проектов других видов.

Стоит записывать любые идеи, которые у вас появляются, даже если они кажутся очевидными или вы уверены, что не забудете об этом. Чаще всего, они всё-таки забываются — и вы упускаете важные и полезные мысли. Для первоначальной фиксации могут подойти даже голосовые сообщения в мессенджерах, но это не назовёшь оптимальным способом хранения, так что лучше переводить идеи в текстовую форму и сохранять в заметках. Ещё лучше хранить их систематизированно и размечать: например, ставить теги или сортировать по папкам. 

Существует много сервисов для работы с заметками. Важно, чтобы приложение позволяло синхронизировать данные с другими устройствами или выгружать их. В таком случае, у вас будет готовая рабочая среда из нескольких устройств, а значит, ничего не потеряется и вы не будете зависеть от наличия компьютера под рукой.
 
Начнём с приложения с самым простым интерфейсом — Simplenote. Оно позволяет создавать заметки не только в обычной текстовой форме, но и в формате Markdown, то есть с такой разметкой, которая добавит в текст форматирование (заголовки, выделение или подчеркивание текста и т.д.). Правда для этого придётся освоить синтаксис Markdown, но он очень простой. Simplenote сохраняет историю правок заметки, поэтому вы можете посмотреть более ранние редакции.

Для сортировки заметок можно и нужно использовать теги, но кроме навигации по тегам в приложении есть и обычная поисковая строка. Simplenote предусматривает синхронизацию разных устройств, а ещё из Simplenote можно экспортировать заметки в Evernote, о котором мы расскажем дальше, и наоборот.

Simplenote — полностью бесплатная программа. Она доступна для телефона и всех популярных операционных систем, и с ней можно работать через браузер.
 
Evernote — известное приложение, которое предлагает более сложный функционал, чем Simplenote. Во-первых, Evernote позволяет создавать многоуровневую структуру хранения: тематические блокноты, внутри которых можно создавать блокноты второго уровня. В то же время, заметкам можно присваивать метки (теги) — это обеспечивает дополнительный способ сортировки и навигации.

Что касается процесса написания заметки, в Evernote в отличие от Simplenote есть встроенный редактор текста, так что вам не нужно знать никакой особый синтаксис и можно просто пользоваться кнопками на панели инструментов. В заметки можно вставлять чек-листы, таблицы, изображения, аудиофайлы и файлы с Google Drive.

Evernote будет работать бесплатно в базовой ограниченной версии, но если вам нужно синхронизировать больше двух устройств и вы хотите, чтобы данные были доступны на мобильном устройстве оффлайн, то вам придётся перейти на платную подписку. Прежде, чем вы решите купить подписку, советуем вам хорошо протестировать Evernote: опыт многих пользователей показывает, что бесплатной базовой версии для большинства задач вполне достаточно.
 
OneNote — приложение Microsoft, которое входит в академическую подписку на продукты MS Office. Как и Evernote, OneNote предлагает относительно сложную структуру организации заметок: вы можете создавать записные книжки, разделы внутри них и страницы внутри разделов. Редактор заметок в OneNote дублирует почти все функции MS Word: форматирование текста, проверку орфографии, вставку таблиц, изображений, мультимедиа, формул и контента некоторых других типов. Заметки можно связывать друг с другом, чтобы информация, которую вы храните, не была обрывочной и разрозненной.
 
Если вы хотите организовать хранение текстов нужных статей и монографий и процесс составления библиографических списков, то загляните в наши тексты про библиографические менеджеры.

Если у вас есть вопросы или вы хотите поделиться удобными приложениями, которыми пользуетесь сами, пишите нам на Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.. Мы будем рады опубликовать дополнения или более узкопрофильные подборки под вашим авторством, например, для дизайнеров, студентов, изучающих data science или любые другие дисциплины, чтобы сделать их обучение в университете полезнее и эффективнее.

Екатерина Павленко,
сотрудница отдела поддержки исследований
Научной библиотеки РАНХиГС