Новости

Citavi: помощник исследователя-профессионала

Citavi — это библиографический менеджер для Windows, который был разработан швейцарской компанией «Swiss Academic Software». Он нужен для того, чтобы систематизированно хранить библиографические описания и полные тексты документов, упорядочивать заметки и цитаты в рамках научного проекта и писать собственные тексты.

Для удобства работы с документами Citavi имеет плагин для веб-браузера, а также для программ Adobe Reader и Adobe Acrobat. Помимо этого, Citavi выполняет стандартные функции библиографического менеджера и позволяет вставлять библиографические ссылки и цитаты в Microsoft Word, OpenOffice Writer и ряд TeX редакторов. Бесплатная версия Citavi позволяет создавать в рамках одного проекта не более 100 записей, но при этом не ограничивает одним проектом. Интерфейс Citavi пока не доступен на русском языке, поэтому предлагаем вам пользоваться программой на английском языке.
 
Как пользоваться этой инструкцией?

Для удобства навигации элементы содержания инструкции интерактивны. Все описываемые компоненты программы, которые вынесены на картинки, выделены бордовыми прямоугольниками. В инструкции описаны только самые необходимые функции, поэтому если вы освоили базовый уровень и хотите больше узнать о возможностях Citavi, напишите нам на Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..

Установка
Регистрация
Создание проекта
Работа над коллективным проектом
Загрузка данных в Citavi
Загрузка файлов с помощью плагина Citavi
Загрузка полных текстов
Плагин для Adobe Reader и Adobe Acrobat
Плагин для MS Word
Как можно систематизировать данные в Citavi?
Создание категорий и подкатегорий
Возможности поиска в Citavi

Установка программы и регистрация
 
Установка

Для установки программы необходимо зайти на официальный сайт Citavi, перейти в раздел «Download» из шапки сайта — https://www.citavi.com/en/download — и нажать на красную кнопку «Download Now». Важно отметить, что Citavi не работает на операционной системе Mac.
 
Рис. 1. Страница с красной кнопкой «Download Now»
 
После загрузки нажмите на иконку с этим файлом на панели загрузок в вашем браузере или найдите установочный файл в папке с загрузками на вашем компьютере и запустите его. Вам нужна установка по умолчанию, поэтому нажмите кнопку «Next». Затем выберите пункт «Modify» и опции, которые необходимо установить, или нажмите на кнопку «Citavi 6» и выберите пункт «This feature, and all subfeatures, will be installed on local hard drive» и нажмите «Next», тогда установятся все компоненты Citavi. После выберите «Install» и программа начнет устанавливаться на ваш компьютер.
 
Регистрация

Для того, чтобы начать полноценную работу с программой, необходимо зарегистрироваться. Для этого в правом верхнем углу нажмите на значок аккаунта и выберите пункт «Register here for free». Затем заполните все необходимые поля. После этого вам на почту должно прийти письмо с ссылкой для подтверждения учетной записи. Нажмите на ссылку в письме — после этого вы сможете пользоваться своим аккаунтом Citavi.
 
Рис.2.  Кнопка «Sign in to Citavi Account» регистрации
 
Теперь откройте Citavi на своем устройстве и войдите в аккаунт.
 
Создание проекта

Citavi, в отличие от других библиографических менеджеров, например Mendeley и Zotero, не просто создает удобное хранилище для всех библиографических описаний и текстов — программа позволяет систематически работать с документами в рамках исследовательского проекта. Количество проектов, которое вы можете создать в программе, не ограничено.
 
После авторизации, нажмите на кнопку «New Project».
 
Рис.3. Кнопка «New Project» для создания нового проекта (внизу)
 
Затем в появившемся окне выберите как бы вы хотели создать проект: локально — «Local project» или в облаке — «Cloud project».  В строке «Project name» впишите название своего проекта.
 
Рис. 4. Окно с названием проекта
 
По умолчанию Citavi сохраняет ваши локальные проекты в папке Документы Citavi 6 Projects. Однако, если вы часто работаете с разными устройствами, удобнее использовать хранилище Citavi Cloud, поскольку ваши наработки будут доступны на всех устройствах, где установлена программа. Также хранение в облаке может помочь, если вы работаете над коллективным проектом, поскольку вы сможете вносить комментарии и правки централизованно и общаться с коллегами с помощью внутреннего чата. Главный плюс в том, что вам не нужно будет отвлекаться и запоминать, где вы можете найти ту или иную информацию о проекте, ведь процесс сохранится в Citavi.
 
Работа над коллективным проектом

Для того, чтобы начать работу над коллективным проектом, создайте облачный проект, как это было описано выше. После того, как вы создадите проект, закройте его, чтобы пригласить остальных участников присоединиться к нему. Когда проект появится на основной панели, нажмите на кнопку «Team members».

В появившемся окне в разделе «Add project member» введите почтовые адреса коллег и нажмите кнопку «Invite». После этого им будет отправлено письмо-приглашение. В разделе «Team members» появится список приглашенных участников. В колонке «Confirmed» появится информация подтвердил ли участник свое участие или нет: Yes / No.
 
Рис.5. Кнопка «Team members» на основной панели (маленькая иконка в бордовой рамке) и интерфейс для приглашения людей в команду
 
Загрузка данных в Citavi

В Citavi можно загружать библиографические описания и полные тексты документов.

Загрузка файлов с помощью плагина Citavi

Бывает, что плагин Citavi не всегда отображается, поэтому, если вы не видите значка Citavi в своем браузере, обязательно проверьте в настройках пункт «Расширения».
 
 
Рис.6. Кнопка для включения расширения Citavi Picker во вкладке «Расширения» в Google Chrome
 
Для того, чтобы загрузить нужный материал в Citavi зайдите на сайт любой базы публикаций, например SpringerLink, и введите интересующий вас запрос. Выберите нужную статью, откройте её и пролистайте до раздела с информацией о статье. Citavi сохраняет библиографическое описание через DOI — это уникальный идентификатор, который присваивается каждой статье. Рядом идентификатором будет значок Citavi, нажмите на него и он автоматически сохранит библиографическое описание в разделе «Reference»
 
Рис. 7. Кнопка для добавления текста в Citavi рядом с идентификатором DOI
 
Рис. 8. Статья, добавленная из SpringerLink с помощью кнопки около идентификатора DOI, в разделе «Reference»
 
Помимо этого, существуют стандартизированные форматы хранения библиографической информации, которые позволяют Citavi, считывать эти данные и автоматически распределять по нужным полям (автор, название, год публикации и т.д.). Оптимальный вариант — скачивать эти данные в формате RIS (файлы с расширением .ris), потому что обычно там хранятся наиболее полные библиографические описания текстов. В большинстве баз публикаций (например, JSTOR или SpringerLink) существует возможность сохранять библиографические описания в таком формате, обычно на странице статьи есть кнопка со словом «cite», то есть «процитировать».

Чтобы добавить в Citavi описание, сохранённое в файле формата RIS, просто перетащите файл из папки на компьютере в основное окно — и все данные автоматически появятся в нужных полях. То же самое произойдет с PDF файлом, если в нем есть DOI. На всякий случай проверьте корректность данных, иногда файлы с описаниями заполнены с ошибками или пропусками, но их всегда можно исправить вручную.

Чтобы исправить данные, нажмите на строку с нужным текстом в основном окне — после этого справа появится панель со всей доступной информацией о документе. Выберите раздел «Reference» и скорректируйте информацию в нужных полях. В разделе «Context» вы можете присвоить ключевые слова.
 
Рис.9. Поле с описанием документа
 
В некоторых случаях у статьи, которую вы нашли, например, в РИНЦ, может не быть DOI, PDF и вы не сможете сохранить её в формате RIS. Тогда лучше внести информацию самостоятельно. Для этого вам нужно нажать на кнопку «Reference» выбрать тип документа, который вам нужно сохранить, обычно это «Journal Article». Затем заполнить все пустые поля информацией, которая вам доступна.
 
Рис.10. Кнопка «+Reference» для добавления библиографических данных вручную
 
Рис.11. Окно выбора типа документа, описание которого будет вводиться вручную

Загрузка полных текстов

Одно из самых важных преимуществ Citavi возможность быстро и удобно загружать полные тексты. В Citavi можно загружать полные тексты или сохранять ссылки на них,  для этого нужно выбрать статью, затем нажать на кнопку «Find full text», в открывшемся окне выбрать что вы хотите сохранить: полный документ — «Download full text» или ссылку —  «Save links to full text». Затем нажмите «Search» и, если Citavi обнаружит полный текст, нажмите «Add». Главный плюс в том, что вы таким образом можете искать большое количество текстов и в очередной раз не тратить время на поиск в библиографических базах.
 
Рис. 12. Кнопка «Find full text» на панели
 
Рис. 13. Окно с отмеченными кнопками «Search» и «Add».
 
Вы также можете просто перетащить PDF файл из папки, в которой он хранится на компьютере, в основное окно программы. В некоторых случаях Citavi автоматически распознает, какой текст вы загрузили, тогда его библиографическое описание появится в основном окне в строке с этим документом. Если этого не произошло, вы можете отредактировать данные самостоятельно, как указано в предыдущем подразделе.

Плагин для Adobe Reader и Adobe Acrobat

Сitavi помогает вам работать с текстом и на этапе чтения. Когда вы сохранили в свои подборки некоторое количество полезных материалов и полные тексты документов, вы можете начать работать с ними. Можно читать их внутри программы, тогда вам нужно нажать на скрепку рядом с выбранным документом и в правой части экрана откроется ридер.  Здесь вы можете выделять различные фрагменты, пользуясь панелью инструментов.
 
Рис. 14. Панель инструментов в режиме чтения
 
Но, помимо этого, в Citavi есть возможность выделять, сохранять и комментировать цитаты из текста. Citavi различает несколько типов цитирования: «Direct Quotation» — прямая цитата, «Indirect Quotation» — непрямая цитата, «Summary», «Comment». В Citavi можно подробнее прочитать определения этих типов цитирования. Для того, чтобы начать работать с цитатой, выделите нужный фрагмент текста и в поле инструментов выберите подходящий тип цитаты — после этого она появится в разделе «Quotations and Comments». В пустые поля можно внести дополнительную информацию, в частности, номера страниц, где размещена эта цитата, — «Page Range», и написать свой комментарий к цитате.
 
Рис. 15. Раздел «Quotations and Comments» с выделенной цитатой и инструментами для её сохранения
 
То же самое вы можете делать и внутри Adobe Reader и Adobe Acrobat. С помощью этих программ откройте текст, который вы загрузили в Citavi. После установки Citavi на верхней панели инструментов Adobe Reader и Adobe Acrobat должна появиться отдельная вкладка Citavi. Выделите фрагмент текста и нажмите на вкладку Citavi на панели инструментов, в предложенном окне выберете «Add selection as quotation» и цитата из этого текста автоматически появится в программе в разделе «Quotations and Comments», где вы сможете продолжить работать с ней.
 
Рис. 16. Меню для добавления цитаты в Citavi из Adobe Acrobat Reader
 
Плагин для MS Word

Плагин Citavi для MS Word позволяет быстро ссылаться на тексты, описания которых вы загрузили в Citavi, выставлять цитаты из этих текстов в свою работу и создавать списки библиографии внутри MS Word. Важно! Для того, чтобы Citavi заработала в MS Word, она должна быть открыта.

После установки Citavi на верхней панели инструментов MS Word должна появиться отдельная вкладка Citavi. В ней находятся кнопки для автоматического цитирования текстов и составления списков библиографии на основе вашей библиотеки. Если вы хотите вставить цитату из текста, то зайдите во вкладку Citavi в MS Word и нажмите на кнопку «Citavi pane». После этого вы увидите панель с проектами, созданными в Citavi, — выберите тот, в котором хранится цитируемый текст.

После открытия проекта выберите нужный документ и откройте вкладку «Knowledge» — там появятся цитаты, которые вы выделяли в тексте внутри Citavi. Выберите нужную и нажмите «Insert» — цитата появится в документе. Если по каким-то причинам вам не подходит стандартное оформление цитаты, воспользуйтесь вкладкой «Insert Advanced», где можно настраивать разные параметры.
 
Рис. 17. Кнопки «Insert» и «Insert Advanced» во вкладке «Knowledge»
 
Помимо добавления цитат вы можете вставлять ссылки на тексты, которые были загружены в Citavi. Программа позволяет настраивать цитирование в соответствии с очень многими существующими стандартами оформления списков литературы. В поле «Citation Style» на панели инструментов выберите нужный вам стандарт цитирования, например, установленный журналом, для которого вы готовите текст.

Если в предложенном базовом списке не оказалось того стандарта, который вам нужен, нажмите на «Add citation styles» — после этого автоматически откроется Citavi с окном поиска стандартов. Если вы хотите установить ГОСТ, наберите GOST латинскими буквами в поле «Name». Нажмите на название нужного стандарта в поисковой выдаче, а после этого — на кнопку «Apply».
 
Рис. 18. Поле выбора стиля цитирования с кнопкой «Add citation styles» внизу выпадающего списка
 
Рис. 19. Окно добавления новых стандартов цитирования с результатами поиска по запросу «GOST», внизу выделена кнопка «Apply»
 
Важно! Citavi предлагает 3 варианта ГОСТа, поэтому будьте внимательны при скачивании. GOST(Russian) — при цитировании в скобках указывается автор и год публикации; GOST(numeric) — при цитировании в скобках указывается номер цитируемого текста в библиографическом списке, в котором тексты указаны в порядке появления в вашей работе; GOST(sorted alphabetically, Russian) — при цитировании в скобках указывается номер цитируемого текста в библиографическом списке, в котором тексты указаны в алфавитном порядке.
 
Несмотря на то, что база данных Citavi со стандартами цитирования обновляется регулярно, лучше перепроверять оформление, предложенное Citavi, — для этого внимательно прочтите последние требования на сайте журнала или в методических рекомендациях диссертационного совета и сравните форматирование своего документа с ними.
После того, как нужный стандарт установлен, вы можете добавлять правильно оформленные ссылки на документы. Для этого вам нужно нажать на значок «Citavi pane». После того, как выпадет список текстов, которые вы загрузили в Citavi, нажмите на нужный вам документ в  разделе «References» и в вашем тексте появится ссылка.

Как можно систематизировать данные в Citavi?
 
Создание категорий и подкатегорий

Если вы хотите систематизировано хранить документы для вашего исследования, рекомендуем вам сортировать их по категориям: это могут быть названия глав вашей диссертации или исследовательского проекта. Для этого вам нужно нажать на значок «Show category column» или сочетание клавиш Alt+5, чтобы открыть панель работы с категориями.

Рис. 20. Кнопка «Show category column» для открытия панели работы с категориями
 
После этого нажмите «New category or subcategory» и впишите название в появившемся поле. Если вы хотите создать подкатегорию, повторите те же действия.
 
Рис. 21. Значок для создания категории (маленький квадрат в бордовом прямоугольнике)
 
Чтобы добавить документ в категорию, найдите строку с документом, который вы хотите добавить, кликните на него правой кнопкой мыши и нажмите «Assign Categories». В открывшемся окне выберете одну или несколько категорий, которые вы хотите присвоить и нажмите «OK».
 
Рис. 22. Окно для присвоения категорий
 
Возможности поиска в Citavi

Когда вы пользуетесь Citavi длительное время и загружаете туда информацию о большом количестве текстов, вам может понадобиться навигация по документам. В Citavi предусмотрен поиск — необходимое окно открывается с помощью кнопки «Search» на верхней панели меню. Автоматически будет открыта вкладка «Quick search», где можно искать по всем полям, но если вы хотите более точный поиск по конкретным полям, перейдите во вкладку «Advanced search».
 
Рис. 23.  Кнопка «Search» для открытия поискового окна (верхний прямоугольник) и окно поиска
 
В разделе «Quick search» вы можете искать по всем полям. Важно! Результаты, полученные из файлов PDF, вы сможете увидеть только если работаете с проектом, который хранится в облаке. На данный момент локальные проекты не позволяют искать по содержимому PDF-файлов. Если же вы зайдете в «Advanced search», то сможете выбрать поля для поиска. Здесь все очень гибко: можно искать по автору, названию документа, по ключевым словам, по аннотации, по цитатам, по заметкам, по дате публикации, по категориям и др. Чтобы найти документ, наберите отдельные слова или словосочетания, если вы не помните его названия целиком.
 
Если у вас остались вопросы, пишите нам на Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
 
Анастасия Маслова,
сотрудник отдела поддержки исследований
Научная библиотека РАНХиГС