Новости
Список литературы: занудная формальность или доказательство профессионализма?
- Информация о материале
- 29 апреля 2019
Часто список литературы считают побочным разделом работы и занимаются им в последний момент как неизбежной занудной формальностью. Разбираемся, почему не стоит так думать.
Кто посмотрит на список литературы? Что они там будут искать?
Знаете ли вы, в какой последовательности обычно листают работу во время защиты? Для начала комиссия смотрит на постановку исследовательского вопроса во введении, а потом открывает список литературы, чтобы сделать первые и очень важные выводы о профессионализме автора.
Список литературы позволяет проверить две вещи: знает ли студент авторов, значимых для своей темы, и следит ли он за развитием этой области знаний. В хорошей работе в списке литературы должны быть свежие публикации, а не только тексты многолетней давности, даже если они классические.
Помимо этого, по списку литературы можно приблизительно представить, какими исследовательскими подходами пользуется автор и откуда взяты данные для эмпирической части.
Какие источники должны быть в списке?
Для начала забудьте про учебники в списке литературы, если только вы не используете их в качестве объекта исследования. Учебник может пригодиться только для базового погружения в дисциплину: например, для знакомства с основными терминами и концепциями или для поиска важных авторов. Но в исследовании нужно опираться на оригинальные научные или экспертные тексты.
Словари и энциклопедии можно использовать в процессе работы над текстом, но ссылаться на них лучше только в крайних случаях, когда нужно дать справочную информацию. Не стоит определять понятия в своей работе через словарные и энциклопедические статьи. Если понятие однозначное, то его определение в работе не требуется. Если же понятие проблемное и многозначное, то вы должны выбрать не словарное определение, а интерпретацию того или иного исследователя и ссылаться уже на его тексты, в которых определяется нужное вам понятие.
Если ваша работа основывается на первоисточниках (архивных документах, личных документах, юридических документах, массивах данных и тд), то лучше читать и цитировать эти первоисточники напрямую, если у вас есть к ним доступ. Так читателям работы станет понятно, что вы работали с источниками и данными самостоятельно, а не пользуетесь чужим изложением.
Ещё один важный тип литературы — монографии, потому что в них содержатся подходы, концепции и идеи, которые могут стать своего рода «фундаментом» всей вашей работы. Наличие этих монографий в списке литературы будет говорить о том, что вы хорошо разбираетесь в своей теме и понимаете, какие тексты являются для неё ключевыми.
Кроме монографий следует использовать статьи исследователей, занимающихся вашей темой или близкими к ней. Они могут сильно помочь вам в решении сразу нескольких задач. Во-первых, с помощью статей можно обосновать актуальность своей работы и разобраться в том, что происходило в вашем исследовательском поле в последние годы. Очень важно показать, что ваша работа нацелена на решение теоретических или практических задач, значимых для профессионального сообщества, чтобы читателям было видно, что вы действительно следите за происходящим в вашей сфере деятельности и стараетесь внести вклад в её развитие. Во-вторых, вы можете посмотреть на подходы других авторов к изучению вашей темы в целом и её отдельных аспектов или на способы интерпретации источников — и позаимствовать какие-то удобные решения для своей работы (но не забывайте обосновывать, почему эти подходы применимы в вашем случае, и правильно ссылайтесь на авторов).
Последняя большая категория — интернет-источники. Пользоваться ими не всегда необходимо и обязательно, но студенты часто это делают, поэтому важно помнить несколько вещей. У любой информации, которую вы берёте из Интернета, должен быть надёжный источник, поэтому, если вы ссылаетесь на малоизвестный ресурс, будьте готовы объяснить, почему ему можно доверять и как туда попадает информация. Если в вашем списке литературы окажется ссылка на сайт, который известен недостоверностью информации или публикацией некачественных текстов, и при этом вы не исследуете этот сайт, а опираетесь на его материалы — у комиссии и читателей сразу же появятся вопросы к качеству вашей работы или даже сомнения в вашем профессионализме в целом. Кроме этого, помните, что страницы в Интернете не существуют вечно, поэтому если вы нашли что-то важное и собираетесь отобразить это в своей работе, архивируйте найденные страницы и ссылайтесь уже на архив — так страница не потеряется и читатели смогут к ней обратиться, чтобы уточнить детали.
Список литературы позволяет проверить себя:
Екатерина Павленко,
сотрудница отдела поддержки исследований
Научной библиотеки РАНХиГС
Кто посмотрит на список литературы? Что они там будут искать?
Знаете ли вы, в какой последовательности обычно листают работу во время защиты? Для начала комиссия смотрит на постановку исследовательского вопроса во введении, а потом открывает список литературы, чтобы сделать первые и очень важные выводы о профессионализме автора.
Список литературы позволяет проверить две вещи: знает ли студент авторов, значимых для своей темы, и следит ли он за развитием этой области знаний. В хорошей работе в списке литературы должны быть свежие публикации, а не только тексты многолетней давности, даже если они классические.
Помимо этого, по списку литературы можно приблизительно представить, какими исследовательскими подходами пользуется автор и откуда взяты данные для эмпирической части.
Какие источники должны быть в списке?
Для начала забудьте про учебники в списке литературы, если только вы не используете их в качестве объекта исследования. Учебник может пригодиться только для базового погружения в дисциплину: например, для знакомства с основными терминами и концепциями или для поиска важных авторов. Но в исследовании нужно опираться на оригинальные научные или экспертные тексты.
Словари и энциклопедии можно использовать в процессе работы над текстом, но ссылаться на них лучше только в крайних случаях, когда нужно дать справочную информацию. Не стоит определять понятия в своей работе через словарные и энциклопедические статьи. Если понятие однозначное, то его определение в работе не требуется. Если же понятие проблемное и многозначное, то вы должны выбрать не словарное определение, а интерпретацию того или иного исследователя и ссылаться уже на его тексты, в которых определяется нужное вам понятие.
Если ваша работа основывается на первоисточниках (архивных документах, личных документах, юридических документах, массивах данных и тд), то лучше читать и цитировать эти первоисточники напрямую, если у вас есть к ним доступ. Так читателям работы станет понятно, что вы работали с источниками и данными самостоятельно, а не пользуетесь чужим изложением.
Ещё один важный тип литературы — монографии, потому что в них содержатся подходы, концепции и идеи, которые могут стать своего рода «фундаментом» всей вашей работы. Наличие этих монографий в списке литературы будет говорить о том, что вы хорошо разбираетесь в своей теме и понимаете, какие тексты являются для неё ключевыми.
Кроме монографий следует использовать статьи исследователей, занимающихся вашей темой или близкими к ней. Они могут сильно помочь вам в решении сразу нескольких задач. Во-первых, с помощью статей можно обосновать актуальность своей работы и разобраться в том, что происходило в вашем исследовательском поле в последние годы. Очень важно показать, что ваша работа нацелена на решение теоретических или практических задач, значимых для профессионального сообщества, чтобы читателям было видно, что вы действительно следите за происходящим в вашей сфере деятельности и стараетесь внести вклад в её развитие. Во-вторых, вы можете посмотреть на подходы других авторов к изучению вашей темы в целом и её отдельных аспектов или на способы интерпретации источников — и позаимствовать какие-то удобные решения для своей работы (но не забывайте обосновывать, почему эти подходы применимы в вашем случае, и правильно ссылайтесь на авторов).
Последняя большая категория — интернет-источники. Пользоваться ими не всегда необходимо и обязательно, но студенты часто это делают, поэтому важно помнить несколько вещей. У любой информации, которую вы берёте из Интернета, должен быть надёжный источник, поэтому, если вы ссылаетесь на малоизвестный ресурс, будьте готовы объяснить, почему ему можно доверять и как туда попадает информация. Если в вашем списке литературы окажется ссылка на сайт, который известен недостоверностью информации или публикацией некачественных текстов, и при этом вы не исследуете этот сайт, а опираетесь на его материалы — у комиссии и читателей сразу же появятся вопросы к качеству вашей работы или даже сомнения в вашем профессионализме в целом. Кроме этого, помните, что страницы в Интернете не существуют вечно, поэтому если вы нашли что-то важное и собираетесь отобразить это в своей работе, архивируйте найденные страницы и ссылайтесь уже на архив — так страница не потеряется и читатели смогут к ней обратиться, чтобы уточнить детали.
Список литературы позволяет проверить себя:
- убедиться, что вы обратили достаточное внимание и на базовую для своей дисциплины литературу, и на последние работы в своей области,
- ещё раз подумать о надёжности источников и об их репрезентативности, если ваша работа предполагает какую-то выборку.
Екатерина Павленко,
сотрудница отдела поддержки исследований
Научной библиотеки РАНХиГС