Новости
Как правильно подобрать название и ключевые слова для своей статьи?
- Информация о материале
- 02 августа 2019
В настоящее время исследователи уже привыкли к тому, что существуют различные базы научного цитирования и что статьи размещаются на сайтах журналов в Сети. Пользователи этих баз и сайтов, они же – потенциальные читатели, очень быстро принимают решения о том, интересен им текст или нет. Обычно это делают сразу после чтения названия статьи. Однако не каждый автор обращает должное внимание на название для статьи и выбор ключевых слов. На самом деле здесь все не так просто, как хотелось бы. Если принять необдуманное решение, то вполне возможно, что а) ваш текст никогда не найдут, б) ваш текст найдут вместе с текстами не по вашей теме, в) ваш текст найдут, но не поймут, о чем он и зачем его читать. Не нужно рассчитывать, что люди будут искать именно вашу работу, поэтому подготовьте себя к тому, что среди сотен статей выходящих в сотнях журналов, ваш текст должен правильно выделяться. Если вы можете представить кто, как и зачем будет искать написанное вами, то у вас будут надежные ориентиры для подбора названия и ключевых слов. Возможно, вы сможете скорректировать свои представления о том, в какой журнал лучше отправить текст.
Алгоритмы для выбора названия и ключевые слов
Стоит забыть о названиях вроде «К вопросу о развитии организационных форм…», поскольку оно ничего не говорит о самом главном - о содержании текста. Статья с подобным заголовком скорее всего будет проигнорирована на фоне других с более содержательными заголовками. Ваша цель, как исследователя, состоит не в том, чтобы воспроизвести словесные формулы, которые вам милы. Вы должны думать о пользе читателей.
Чтобы сформулировать правильное название статьи будет правильным сделать следующее:
1. В интернете, базах научного цитирования, репозиториях и проч. найдите тексты, которые вам нравятся, которые похожи на ваш по тематике и в ряду с которыми вам хотелось бы разместить свое произведение;
2. Прочитайте внимательно названия и ключевые слова к найденным статьям на русском и английском языках. Полная и убедительная аннотация тоже важна, однако поскольку стандартный поиск идет именно по названию и ключевым словам, для попадания в группу с нужными текстами на данном этапе вы можете меньше внимания уделять аннотации (про составление правильной аннотации вы сможете прочитать в отдельном тексте).
3. Выбирайте только то, что действительно подходит для вашей статьи. Если вы выберете модные и красивые ключевые слова, но в тексте их не проясните эти понятия, то случайный читатель быстро закроет написанное вами и в лучшем случае забудет об этом. А в худшем – запомнит и больше никогда не станет читать ваши тексты. Поскольку мы не знаем, кем может оказаться потенциальный читатель, лучше не рисковать.
4. Когда вы выбрали ключевые слова, необходимо проверить, что вы получите, если будете искать по ним в основных базах для поиска: в РИНЦ, Web of Science, Scopus, Google Scholar, – и научных социальных сетях: ResearchGate и Academia.edu. Искать лучше в каждой из них, ведь они различаются не только количеством документов, но и их типами, глубиной архива, тематической направленностью. Технологии поиска тоже различаются, поэтому лучше смотреть в каждой из информационных систем по отдельности. Результаты, которые вы будете получать, могут как различаться, так и не различаться: всё зависит от вашей тематики, языка поиска, представленности трудов вашего исследовательского сообщества в конкретной базе и научной социальной сети.
5. Если вы делаете ставку на отдельные информационные системы (например, РИНЦ), тогда лучше подстраивать название своего текста и его ключевые слова конкретно под них. Проблема заключается в том, что мы не можем предсказать, как изменятся технологии поиска, приоритеты в выдаче результатов, наполнение этих баз. Даже если вам удастся очень точно подобрать ключевые слова так, что вы будете появляться в группе с выгодными для восприятия вашей статьи текстами, никто не гарантирует, что через несколько лет результаты останутся такими же. Сложно ориентироваться на одновременно на много информационных баз, поэтому разумно смотреть на базы, в которые входит журнал, куда вы пишете.
Что делать, если заниматься поиском не хочется?
Вы можете избрать менее кропотливую стратегию. В этом случае лучше обращать внимание на формулировки, которые используют ваши коллеги. Однако сложность в том, что одни и те же явления могут описываться различными терминами, а одни и те же термины могут интерпретироваться по-разному в различных теориях. Старайтесь предотвратить подобные ошибки, особенно если вы намерены взять готовый набор ключевых слов.
Также нужно быть внимательным при выборе ключевых слов на иностранном языке. Даже русский научный язык совсем не прост и требует многих лет освоения: знающие русский язык студенты очень медленно осваивают научный стиль. А иностранный научный язык представляет двойную сложность: и с позиций владения языком вообще, и с позиций владения научным языком. Бездумный перенос ключевых слов на иностранном языке может сопровождаться переносом контекста. Поэтому лучше показать то, что вы придумали, коллеге, для которого иностранный язык – родной.
Не забывайте о классификаторах
В ряде наук популярно использовать классификаторы, которые упрощают поиск в больших массивах библиографической информации. Говорить обо всех возможных смысла не имеет, поскольку для профиля РАНХиГС подходят только два из распространенных: классификация экономической литературы (JEL) и математическая предметная классификации (MSC). Если какой-то из них имеет отношение к вашей работе, то их лучше указать. Впрочем, если вы пишете в издание, которое их использует, то это обязательно.
Многие слышали про УДК (Универсальная десятичная классификация) и ББК (Библиотечно-библиографическая классификация), рубрикатор ГРНТИ . Данные классификаторы полезны, но в основном для работы библиотек. Как правило, авторам статей в данных классификаторах разбираться не обязательно, но если понадобилось, то разумнее обратиться к библиотекарю, который занимается систематизацией. Некоторые российские журналы просят указание УДК, однако на данный момент — это требование устарело. Для статей, которые попадают в базы цитирования и другие системы, более значимыми для формирования поискового образа являются название и ключевые слова, а также аннотация. К тому же, нужно отметить, что очень многие издания отправляют информацию в РИНЦ без классификаторов, хотя могли бы это делать. И если информация о статье передается в базу Russian Science Citation Index на базе Web of Science, то там используется собственный классификатор.
Если у вас возникли вопросы, вы нашли ошибки или вы знаете, чем дополнить статью, пишите нам на Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
На обложке использована графика с сайта Search Engine Watch.
Константин Кокарев,
заведующий отделом поддержки исследований
Научной библиотеки РАНХиГС, г. Москва
Алгоритмы для выбора названия и ключевые слов
Стоит забыть о названиях вроде «К вопросу о развитии организационных форм…», поскольку оно ничего не говорит о самом главном - о содержании текста. Статья с подобным заголовком скорее всего будет проигнорирована на фоне других с более содержательными заголовками. Ваша цель, как исследователя, состоит не в том, чтобы воспроизвести словесные формулы, которые вам милы. Вы должны думать о пользе читателей.
Чтобы сформулировать правильное название статьи будет правильным сделать следующее:
1. В интернете, базах научного цитирования, репозиториях и проч. найдите тексты, которые вам нравятся, которые похожи на ваш по тематике и в ряду с которыми вам хотелось бы разместить свое произведение;
2. Прочитайте внимательно названия и ключевые слова к найденным статьям на русском и английском языках. Полная и убедительная аннотация тоже важна, однако поскольку стандартный поиск идет именно по названию и ключевым словам, для попадания в группу с нужными текстами на данном этапе вы можете меньше внимания уделять аннотации (про составление правильной аннотации вы сможете прочитать в отдельном тексте).
3. Выбирайте только то, что действительно подходит для вашей статьи. Если вы выберете модные и красивые ключевые слова, но в тексте их не проясните эти понятия, то случайный читатель быстро закроет написанное вами и в лучшем случае забудет об этом. А в худшем – запомнит и больше никогда не станет читать ваши тексты. Поскольку мы не знаем, кем может оказаться потенциальный читатель, лучше не рисковать.
4. Когда вы выбрали ключевые слова, необходимо проверить, что вы получите, если будете искать по ним в основных базах для поиска: в РИНЦ, Web of Science, Scopus, Google Scholar, – и научных социальных сетях: ResearchGate и Academia.edu. Искать лучше в каждой из них, ведь они различаются не только количеством документов, но и их типами, глубиной архива, тематической направленностью. Технологии поиска тоже различаются, поэтому лучше смотреть в каждой из информационных систем по отдельности. Результаты, которые вы будете получать, могут как различаться, так и не различаться: всё зависит от вашей тематики, языка поиска, представленности трудов вашего исследовательского сообщества в конкретной базе и научной социальной сети.
5. Если вы делаете ставку на отдельные информационные системы (например, РИНЦ), тогда лучше подстраивать название своего текста и его ключевые слова конкретно под них. Проблема заключается в том, что мы не можем предсказать, как изменятся технологии поиска, приоритеты в выдаче результатов, наполнение этих баз. Даже если вам удастся очень точно подобрать ключевые слова так, что вы будете появляться в группе с выгодными для восприятия вашей статьи текстами, никто не гарантирует, что через несколько лет результаты останутся такими же. Сложно ориентироваться на одновременно на много информационных баз, поэтому разумно смотреть на базы, в которые входит журнал, куда вы пишете.
Что делать, если заниматься поиском не хочется?
Вы можете избрать менее кропотливую стратегию. В этом случае лучше обращать внимание на формулировки, которые используют ваши коллеги. Однако сложность в том, что одни и те же явления могут описываться различными терминами, а одни и те же термины могут интерпретироваться по-разному в различных теориях. Старайтесь предотвратить подобные ошибки, особенно если вы намерены взять готовый набор ключевых слов.
Также нужно быть внимательным при выборе ключевых слов на иностранном языке. Даже русский научный язык совсем не прост и требует многих лет освоения: знающие русский язык студенты очень медленно осваивают научный стиль. А иностранный научный язык представляет двойную сложность: и с позиций владения языком вообще, и с позиций владения научным языком. Бездумный перенос ключевых слов на иностранном языке может сопровождаться переносом контекста. Поэтому лучше показать то, что вы придумали, коллеге, для которого иностранный язык – родной.
Не забывайте о классификаторах
В ряде наук популярно использовать классификаторы, которые упрощают поиск в больших массивах библиографической информации. Говорить обо всех возможных смысла не имеет, поскольку для профиля РАНХиГС подходят только два из распространенных: классификация экономической литературы (JEL) и математическая предметная классификации (MSC). Если какой-то из них имеет отношение к вашей работе, то их лучше указать. Впрочем, если вы пишете в издание, которое их использует, то это обязательно.
Многие слышали про УДК (Универсальная десятичная классификация) и ББК (Библиотечно-библиографическая классификация), рубрикатор ГРНТИ . Данные классификаторы полезны, но в основном для работы библиотек. Как правило, авторам статей в данных классификаторах разбираться не обязательно, но если понадобилось, то разумнее обратиться к библиотекарю, который занимается систематизацией. Некоторые российские журналы просят указание УДК, однако на данный момент — это требование устарело. Для статей, которые попадают в базы цитирования и другие системы, более значимыми для формирования поискового образа являются название и ключевые слова, а также аннотация. К тому же, нужно отметить, что очень многие издания отправляют информацию в РИНЦ без классификаторов, хотя могли бы это делать. И если информация о статье передается в базу Russian Science Citation Index на базе Web of Science, то там используется собственный классификатор.
Если у вас возникли вопросы, вы нашли ошибки или вы знаете, чем дополнить статью, пишите нам на Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
На обложке использована графика с сайта Search Engine Watch.
Константин Кокарев,
заведующий отделом поддержки исследований
Научной библиотеки РАНХиГС, г. Москва