Новости

Руководство по выживанию: простые правила тайм-менеджмента для студентов

Тайм-менеджмент — это бесполезная трата времени и сил? Студентам тайм-менеджмент не нужен? Давайте это проверим. Как говорят блогеры, загибайте палец если вы:

  1. делаете домашнюю работу в ночь перед занятием вместо сна;
  2. пишите зачетную работу по курсу в панике и за день до дедлайна;
  3. во время сессии испытываете максимум стресса и переживаете, что вас обязательно отчислят;
  4. если учебная и внеучебная деятельности исключают друг друга (либо танцы, либо домашка).

Итак, если даже пара пунктов совпала с вашей действительностью, то вы вряд ли самостоятельно контролируете ситуацию. Что же делать? Рекомендуем прочитать о простых правилах тайм-менеджмента, которые помогут изменить ситуацию. 

Базовые принципы самоорганизации и тайм-менеджмента для студента:

  1. Всегда имейте под рукой актуальное расписание занятий, внеучебной деятельности и всех дедлайнов. Для этого можно завести бумажный ежедневник (есть даже специальные ежедневники для студентов), электронный ежедневник или календарь. Ежедневник или календарь помогут зафиксировать не только дедлайны и даты зачетов, но и процесс вашей самостоятельной подготовки. Эти форматы можно совмещать: например, в ежедневник вы можете записывать домашние задания и план на день, а в электронном календаре отмечать дедлайны и вести свое расписание. Для большей наглядности можно распечатать и повесить перед своим рабочим столом календарь на месяц (неделю, семестр) с отмеченными дедлайнами по сдаче заданий, а в сессию — с расписанием сессии. 
  2. Планируйте заранее день и время выполнения того или иного домашнего задания, учитывая ваши другие дела и приоритеты. Занесите это в свой календарь\планер. Не оставляйте выполнение всех заданий на выходные: разумнее распределить их по всей неделе, если такая возможность есть. Лучше потратить по два часа на выполнение домашних работ в будние дни, чем потом просидеть над заданиями все выходные. Даже если задание объемное, требует большой подготовки и концентрации и вы сядете за него в выходной, подготовительную работу к нему можно провести во время учебной недели. Например, можете начитывать тексты для реферата по пути на учебу и домой.
  3. Определите, сколько времени у вас занимает выполнение того или иного задания, и учитывайте это при планировании своего времени. Ограничивать себя временными рамками необходимо. В отношении времени все мы, как правило совершаем две ошибки: либо переоцениваем свои силы и планируем время так, что его потом не хватает, или наоборот, никак себя во времени не ограничиваем и делаем даже простое задание часами.

Что нужно сделать в первом случае? В течении недели понаблюдайте за собой и замерьте время, которое вы тратите не только выполнение разных видов домашней работы, но и дорогу, еду, внеучебные  активности. И с учетом своих наблюдений планируйте свой день (лучше с небольшим запасом). То есть если вы всегда медленно читаете, не нужно отводить на чтение 30 минут, а после планировать что-то еще, ведь тогда весь ваш план поплывет.
Во втором случае нужно ставить себе конкретные, но достаточные, соизмеримые с реальностью рамки для выполнения каждого задания. Здесь работает первый закон Паркинсона: «Работа заполняет время, отпущенное на нее». Если вы запланировали прочесть текст за 2 часа (с учетом вашей скорости чтения), вы его прочтете. Если заранее поставленных рамок не будет, вы провозитесь с текстом целый день.

  1. Планируйте свободное время. Современный тайм-менеджмент уже отходит от нечеловеческого принципа, что каждая свободная минута должна быть занята какой-либо работой. Студенту, как и любому человеку, нужен отдых. Если у вас есть возможность сделать себе один выходной — это замечательно. Главное, занесите это в ваш календарь в начале недели, чтобы иметь возможность заранее разобраться со всеми текущими заданиями.
  2. Не оставляйте сложные задания на последний день. Если перед вами стоит сложная и неприятная задача, начинайте день именно с нее, не откладывая до последнего. Если вам сложно сконцентрироваться, используйте технику pomodoro: работайте, не отвлекаясь, 20-30 минут, а потом делайте перерыв.
  3. Не забывайте отмечать ваш прогресс. Если вас настигла апатия, а учеба продолжается, ведите todo-листы, вносите в них все, даже самые мелкие, задачи и вычеркивайте сделанное. Это будет вас мотивировать.
  4. Высыпайтесь (или по крайней мере пытайтесь выспаться). Возможно этот принцип покажется вам глупым\ очевидным\невозможным, но в долгосрочной перспективе он скорее всего окажется самым важным. 
  5. Радикальное решение для самых смелых. Отключите уведомления на смартфоне (оставьте только то, что важно), когда вы заняты. Это поможет сконцентрироваться на решении и позволит не отвлекаться на разные, порой бесполезные, уведомления из социальных сетей. Скорее всего, за время вашего «отсутствия» в сети, апокалипсис не случится, а вот если вы провалите очередной дедлайн, чувство тревожности только усилится. 

Следовать этим советам или нет, решать вам. Однако зачастую даже самые талантливые студенты, которым все дается легко, через год или даже быстрее выгорают, потому что университет — это не только про способности, но и про самостоятельность и самоорганизацию. Если вы сможете адаптировать эти советы под себя, они не будут вас ограничивать, а наоборот, позволят освободить больше времени для того, что важно именно вам. Навыки тайм-менеджмента, безусловно, не панацея, но с их помощью вы научитесь контролировать себя и свое время.

Если у вас возникли вопросы, пишите нам на Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..

Анастасия Маслова, Варвара Сергеева
сотрудницы отдела поддержки исследований
Научной библиотеки РАНХиГС, г. Москва