Новости

Как общаться со студентами, чтобы они вас точно не поняли (вредные советы преподавателям)

В проблемах между преподавателями и студентами часто винят последних: они что-то недопоняли, что-то не услышали и вообще все делают не так. Но правда ли, что все так однозначно? 

Мы, сотрудники отдела поддержки исследований Научной библиотеки (и по совместительству преподаватели), решили задаться подобным вопросом и разобраться, что же обычно делают преподаватели для того, чтобы студенты их точно не поняли? Итак мы собрали «лучшие практики», которые, пожалуй, помогут запутать даже самого ответственного студента. 

ВНИМАНИЕ! Не стоит использовать наши вредные советы на занятиях. (Если вы, конечно, не хотите, чтоб ваш предмет остался для студентов загадкой). 
 
Внимание! Все события и герои советов ниже вымышлены. Любые совпадения с реальными личностями и ситуациями случайны.
 
Итак, наш топ вредных советов «не пойми меня правильно»:
 
— обращайтесь со студентами как с детьми, которые ничего не умеют (и не научатся), ничего не знают и им «нужно попроще». Ограждайте их от сложных тем, им это ни к чему. При этом не забудьте напоминать себе, коллегам и ученикам, что студенты с каждым годом приходят все слабее и слабее. 
— бесконечно иронизируйте, не меняя выражения лица, ведь все студенты имеют ваш интеллектуальный багаж и сопоставимый социальный опыт, и все поймут правильно.
— не пытайтесь запоминать имена студентов, потому что все любят, когда их зовут «мальчик» или «эй, Вы!». Особенный восторг студентов вызывает коверкание их имен и фамилий в течение всего года.
— публично высмеивайте их интересы и увлечения: так они, наконец, бросят заниматься глупостями и немедленно возьмутся за ваш предмет. 
— меняйте требования от встречи к встрече: студенты не должны понимать, что именно вы от них хотите и когда это нужно будет делать; студенты любят неопределенность и могут сделать все за полчаса перед сдачей.
— давайте задания, а потом забывайте о них; говорите, что задание на оценку, а потом говорите, что это не было на оценку.
— спрашивайте то, о чем не рассказывали в семестре, и говорите, что это должны знать все. А если студенты об этом не знают, напомните им, что они могли бы стараться получше.
— говорите не о своем предмете, а о себе — ведь на экзаменах студенты должны показать хорошие знание вашей биографии, а не знание предмета. На главный вопрос «Как зовут преподавателя?» они точно ответят. Остальное — несущественные мелочи. 
— будьте отважным оптимистом и поддерживайте студентов в мысли о том, что даже если они ничего не делают, они уже поступили в университет и у них все автоматически в жизни получится. Призывайте их расслабиться, ведь они уже не в школе. Говорите, что самое главное — soft skills, а остальное за нас все равно будут делать роботы. 
— на занятиях говорите в пустоту, закатив глаза к потолку, погрузившись в абстракции вашего предмета: студентам в аудитории не нужно ваше внимание, они с готовностью вместе с вами впадут в транс и все-все поймут.
— не предупреждайте, если вы не приедете на пару: студенты любят торопиться на занятие, а потом ждать, когда появится преподаватель. Если на час опаздываете на первую пару, тоже не предупреждайте. Такая информация студентам ни к чему. Они и так уже получили удовольствие от поездки в утреннем метро. Что им еще надо.
— требуйте выполнения заданий за неделю, а потом не проверяйте эти работы месяц (а лучше два). Самый лучший вариант —  вообще не проверять и на зачете сказать, что это было не важно и на оценку все равно не влияет.
— в семестре говорите, что важно усердно работать: делать все домашние задания, много читать и отвечать на парах, — а на экзамене скажите, что все это не имело значение, ведь важен только устный/письменный ответ на экзамене.
— показывайте студентам на занятиях, что вы их лучший друг, товарищ и брат/сестра: делитесь личными историями, интересуйтесь здоровьем родственников и домашних животных, вместе смейтесь над веселыми шутками, подпишитесь друг на друга во всех социальных сетях. На экзамене же сделайте вид, что вы всех видите в первый раз и не забудьте включить режим беспощадного «берсерка»: студенты (особенно первокурсники) очень хорошо умеют различать социальные ситуации и отказываться от тех ожиданий, которые вы у них сформировали.
 
Не забывайте, студенты тоже люди, их много, они разные и то, что работало в одной аудитории может быть трагически не принято в другой. К тому же студенты могут обидеться на грубое слово, равнодушие, иронию или попасть в ловушку обманутых ожиданий, которую вы для них расставили. Педагогических практик и методик много, однако мы точно уверены, что ни один из этих «вредных советов», в конечном итоге не поможет студентам вникнуть и успешно сдать ваш предмет.
 
Если же вам стало интересно, как можно делать свою преподавательскую работу более успешной, то просим не забывать, что о педагогике в высшей школе пишут много и на разных языках. У нас есть много книг и журналов в подписке. Если вдруг материалы по каким-то темам трудно будет найти, то сотрудники библиотеки будут рады вам помочь. Обращайтесь на почту Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript., на сайте через Jivosite или в пишите в нашей группе в ВК.
 
Константин Кокарев, Анастасия Маслова, Павел Прихожев, Варвара Сергеева,
Отдел поддержки исследований Научной библиотеки РАНХиГС, Москва