Виртуальные выставки

К 165-летию со дня рождения В. С. Соловьёва (1853-1900) русского философа, поэта, публициста

«Нравственный смысл жизни человека состоит в служении добру, но это служение должно быть добровольным, то есть пройти через человеческое сознание». Вл. Соловьёв (Оправдание добра)

Для просмотра выставки пройдите по ссылке:https://drive.google.com/file/d/1ZYsdIIXD-Wkt4NRPur_Y0aA55GRAd0ib/view?usp=sharing

Для выставки из фонда Научной библиотеки Академии отобраны книги Вл.Соловьева, изданные с 1874 г. по 1925 г. и книги о Вл. Соловьеве, изданные с 1875 г. по 1921 г.

В конце выставки представлен полный список книг, изданных в различные годы и хранящихся в Научной библиотеке : Вл. Соловьев – 51 документ, о Вл.Соловьеве 204 документа.

«Вл. Соловьёв — это крупнейшая фигура русской философии, публицистики и поэзии второй половины XIX в. Он еще очень мало изучен в нашей науке, а его изучение представляет огромные трудности ввиду чрезвычайной сложности и многогранности его творческой натуры.» А.Ф. Лосев

«Все они, русские философы до Соловьёва, были как бы отделами энциклопедического словаря по предмету философии, без всякого интереса и без всякого решительного взгляда на что бы то ни было. Соловьёв ... разбил эту собирательную и бездушную энциклопедию и заменил ее правильною и единоличною книгою, местами даже книгою страстной. Поэтому он стал «философом»». В. В. Розанов

«…насколько Соловьёв нужен для современности, а также и тех, кому он существенно помог в критические моменты духовного роста, кто чтит его как одного из своих учителей и утешителей. Благодаря многомотивности его философии имя Соловьёва объединяет людей с разным духовным прошлым и настоящим – философов и поэтов, социологов и естествоведов, марксистов и декадентов, священников и мирян, правых и левых. Каждый находит свою к нему дорогу, получает от него ответы на свои вопросы, выделяет свой излюбленный мотив из полнозвучного аккорда.» С. Н. Булгаков

«Первый истинно русский философ, намного опередивший свое время, он заложил основы духовной философии Серебряного века и символистской поэзии, без которых не смогла бы состояться Духовная революция в России». В. Шапошникова.

«Владимир Соловьёв стоит на грани новой космической религиозной эпохи. Он видит уже розовую зарю. И трагедия его жизни была трагедией космического перевала. Чуял он, как и Достоевский, как и все глашатаи русского мессианизма, что Россия стоит в центре мира, что через нее мир идет к новой космической эпохе». Н. А. Бердяев

Владимир Соловьёв стал «истинным образователем наших религиозных стремлений». В. Иванов

«… когда взор его устремлялся вдаль, он, казалось, проникал за доступную внешним чувствам поверхность вещей и видел что-то запредельное, что для всех оставалось скрытым. Его глаза светились какими-то внутренними лучами и глядели прямо в душу…». Евгений Трубецкой

…это «единственный русский философ, заслуживающий этого наименования безо всякой натяжки» Д. Андреев

Соловьёв Владимир Сергеевич — русский религиозный философ, мистик, поэт, публицист, литературный критик; почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности.

Основоположник российской метафизики всеединства, влияние его идей на последующую русскую религиозно-философскую мысль было исключительно глубоким.

В. С. Соловьёв родился в семье знаменитого русского историка, профессора, декана историко-филологического факультета и ректора Московского университета Сергея Михайловича Соловьева.

В 1869 г. Вл. Соловьёв поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета, через два года перешел на историко-филологическое отделение. В 21 год Соловьёв написал магистерскую работу «Кризис западной философии», которую в 1874 г. защитил в Санкт-Петербургском государственном университете, после чего получил звание штатного доцента философии.

Соловьёв основал направление, известное как христианская философия. Владимир Соловьёв возражал против разделения христианства на католичество и православие и отстаивал идеи экуменизма. В. С. Соловьёв создал сложную всеохватывающую систему религиозной философии, от которой в последующие тридцать лет в России создалась обширная религиозно-философская литература. Он разработал новый подход к исследованию человека, который стал преобладающим в российской философии и психологии конца XIX — начала XX века.

Аскет, мистик, бессребреник. Не имел семьи, не имел постоянного жилья, всю жизнь прожил в гостиницах и у друзей. Выглядел измождённым, носил длинные волосы до плеч, его принимали за священника или монаха.

Будучи талантливым лектором, добровольно отказался от профессорского звания и кафедры, чтобы иметь возможность всецело посвятить себя философии, а не её преподаванию.

В обширном наследии Вл. Соловьёва достойное место занимает ориенталистическая проблематика, связанная в том числе с историей и культурой Дальнего Востока, и прежде всего Китая и Японии. При этом в осмыслении китайско-японской темы многогранный талант Вл. Соловьева проявился с особой яркостью, в этой теме он выступал и как ученый-культуролог, и как философ, и как политический писатель, и как религиозный пророк.

В. С. Соловьев был не только философом, но и ещё талантливым поэтом, его стихотворения вызывают интерес до сих пор.

В последние годы жизни В. С. Соловьёв развивает систему религиозной этики, разрабатывает проблемы теории познания и истории философии, переводит сочинения Платона, подводит итог собственных истории философских исканий.

Кончина Вл. Соловьёва произошла в имении Трубецких 31 июля 1900 г. Похоронен он был на Новодевичьем кладбище, вблизи могилы его отца. Он прожил всего 47 лет, но этого хватило, чтобы оставить неизгладимый след в русской мысли и истории.

Владимир Соловьёв оказал огромное влияние на религиозную философию Николая Бердяева, Сергея Булгакова, Сергея и Евгения Трубецких, Павла Флоренского, Семёна Франка, на взгляды учёных, на творчество поэтов-символистов — Андрея Белого, Александра Блока и прочих поэтов, на других представителей творческой интеллигенции России.

В 1906 г. было создано Религиозно-Философское Общество памяти B. C. Соловьёва, а 1910 г. вышел первый сборник статей о нём, в который вошли работы С. Н. Булгакова, В. И. Иванова, Е. Н. Трубецкого, А. Блока, Н. А. Бердяева и В. Ф. Эрна.

В советской России исследование творчества Вл. Соловьёва надолго прекратилось, а его последователи были высланы или подвергнуты репрессиям. Однако интерес к соловьёвской традиции не ослабевал даже в самые тяжёлые для свободной философской мысли времена. Всю жизнь собирал материалы для своей будущей книги А. Ф. Лосев, в начале 40-ых гг. была написана очень честная и обстоятельная книга В. Ф. Асмуса «Владимир Соловьёв», которая увидела свет только в 1990г.

Первыми объективными исследовательскими работами о В. С. Соловьёве, стали: книга А. Ф. Лосева «Вл. Соловьёв» (1983г.), «Философия Вл. Соловьёва» (1988г.) В. А. Кувакина и «полная энциклопедия о Вл. Соловьёве» А. Ф. Лосева — «Владимир Соловьёв и его время» (1990г.). С этого же времени под редакцией В. Ф. Асмуса, А. Ф. Лосева и А. В. Гулыги стали выходить работы самого Вл. Соловьёва, которые не переиздавались у нас с 1914 года.

На сегодняшний момент в России вышли уже десятки монографий, посвященных В. С. Соловьёву, защищено более двадцати кандидатских и несколько докторских диссертаций, близится к завершению полное академическое собрание его сочинений. Среди основных современных исследователей творчества Вл. Соловьёва следует назвать П. П. Гайденко, Е. Б. Рашковского, С. С. Хоружего, Б. В. Емельянова, А. А. Носова, А. П. Козырева, О. С. Пугачёва, Г. Ф. Гараеву, С. П. Заикина, В. В. Сербиненко, Н. К. Гаврюшина, М. В. Максимова, В. А. Малинина.

«Самым же интересным фактом биографии Вл. Соловьёва является то, что почти всеми забыто или, быть может, намеренно замалчивается. Это — избрание Вл. Соловьёва 8 января 1900 г. почетным академиком Академии наук по разряду изящной словесности Отделения русского языка и словесности. Правда, это избрание слишком запоздало, поскольку Вл. Соловьёв скончался через полгода после этого. Тем не менее подобное высокое избрание, несомненно, свидетельствует о примирении официальной России с Вл. Соловьёвым, что, конечно, не разрешает, а, может быть, только углубляет те трудности в понимании церковно-политического мировоззрения философа.» А.Ф. Лосев